Рекомендации Британской Ассоциации Детских Терапевтов по переходу на дистанционный формат в период пандемии.

21 марта 2020

COVID-19 — Советы по работе с детьми

Группа независимой практики Ассоциации детских психотерапевтов подготовила для своих членов конкретные рекомендации по работе с детьми и по вопросам, которые нужно решать, проводя такую работу. Настоящие рекомендации носят общий характер, ваше профессиональное суждение должно использоваться в каждом конкретном случае.

Следует, например, обдумать решение следующих вопросов: 

Стать детским психоаналитиком по международным стандартам EFPP

  • идет набор, начало в сентябре 2024 года
  • полная программа подготовки детских и подростковых психоаналитических психотерапевтов
  • 4 года, участие online / offline
  • зачисление — по результатам собеседования
  •  Как обеззараживать и убирать кабинет между пациентами,
  •  Как очищать и стоит ли убрать общие игрушки,
  •  Следует ли добавить дополнительные игрушки в детскую коробку и т.д.,
  •  Разговаривая с родителями, просить детей мыть/обеззараживать руки до и после сессий,
  •  Спросить родителей, согласны ли они, чтобы дети использовали общее оборудование, и если нет, обеспечить, чтобы за этим следили.

По мере усложнения картины в следующей фазе ситуации с вирусом следует подумать о том, чтобы разослать письма по электронной почте (см. пример ниже), в которых, возможно, предложить сессии по скайпу/zoom или телефону для пациентов постарше, написать об увеличении родительской поддержки, возможно, о приостановлении терапии с младшими детьми или об адаптированных сессиях.

Следует тщательно продумать вопрос конфиденциальности. Skype не является конфиденциальным, а Zoom является, и действительно важным правилом будет то, что место проведения сессий должно быть насколько возможно защищенным и обеспечивающим конфиденциальность, поскольку если пространство сессий не ощущается как надежное и безопасное, они не будут эффективными.

Для того, чтобы стала возможной работа по видеосвязи с маленькими детьми, нужно значительно больше усилий. Для этого потребуется тщательный уважительный контроль, и, если это возможно, было бы важно, чтобы во время сеанса не было вмешательств, прерывающих работу, со стороны родителей или братьев и сестер. Для детей младшего возраста было бы полезно в домашних условиях иметь набор игрушек , которые используются для сессий, включая художественные принадлежности и соответствующие возрасту игрушки. Пожалуйста, прочитайте приложение ниже для более подробной информации о работе с детьми по видеосвязи.

Есть также некоторые социальные истории для детей, которые тоже могут быть полезны. Смотрите их здесь.

Пример письма по электронной почте для родителей/опекунов старших подростков

Этот примерный текст должен быть персонализирован в каждой конкретной ситуации — он написан для старшего подростка, но может быть адаптирован для родителей и так далее.

Уважаемый х

Re: Продолжение терапии в рамках установленных правительством правил в связи с коронавирусом:

В это сложное время в условиях эпидемии коронавируса мне хотелось бы уверить вас, что мы принимаем все необходимые меры для того, чтобы обеспечить дезинфекцию консультационного кабинета (-ов).

Если у меня будут какие-либо сомнения по поводу моего собственного состояния здоровья, я немедленно уведомлю вас и не буду подвергать кого-либо риску. Аналогичным образом, мне хотелось бы попросить вас немедленно сообщить мне, если у вас возникнут какие-либо симптомы вируса, чтобы у нас не было непосредственного контакта на его ранних стадиях. Как вы знаете, вирус может не вызывать серьезных проблем со здоровьем и от вас может потребоваться только самоизоляция в течение определенного периода времени, и в течение этого периода мне хотелось бы попросить вас не приходит на сессии лично.

Мне также хотелось бы предложить альтернативу личным встречам, если вы тревожитесь по поводу социальных контактов или если мы не сможем встречаться в течение какого-либо периода времени. Я могу предложить как сессии по видеосвязи (skype/Zoom), так и по телефону, обычной продолжительности, и мне хотелось бы отметить, что они могут быть крайне эффективными и уже используется теми пациентами, которые не могут приходить на сессии лично.

Мы все обеспокоены в той или иной степени и, пожалуйста, не стесняйтесь связываться со мной лично или дайте мне знать, если вы хотите назначить удаленную встречу вместо вашей обычной сессии.

С наилучшими пожеланиями и т.д.

Рекомендации по удаленной работе с детьми

Видеосвязь / онлайн-терапия с детьми

1. Следует четко организовать сеттинг сессии по видеосвязи с, предпочтительно, тем же родителем, который будет присутствовать, и проверить, что связь работает, до начала сессии. 

2. Подскажите родителю/опекуну тип игрушек и материалов, которые ребенок должен иметь, давая ребенку выбрать две. Если семья может позволить себе, может быть, купить несколько новых.

3. Если это возможно, они могут храниться в надежном месте, возможно, в безопасном контейнере, который запирается после сессии, и ключ хранится у родителя до начала следующей сессии. Решите с ребенком, где хранится контейнер (т.е. определите место, которое является безопасным и известным родителю, который отвечает за мониторинг сеттинга) и убедитесь, что родитель не дает ребенку доступ к контейнеру между сессиями.

4. Выберите безопасное место / комнату, где ребенок остается и играет в течение 50 минут. Родитель должен быть рядом и с ним можно связаться, например, через WhatsApp в случае, если терапевту нужно предупредить / сообщить что-то взрослому.

5. Всегда используйте одну и ту же комнату в одно и то же время в один и тот же день.

6. До того, как видеосвязь установлена, родителю нужно приготовить компьютер (не позволяйте ребенку использовать IPhone или планшет, по очевидным причинам) и подождать, пока придет приглашение по электронной почте. Ответьте и убедитесь, что подключение Wi-Fi работает. После этого родитель покидает комнату, но остается в доме / квартире, оставаясь на связи по мобильному телефону в случае, если терапевту нужно предупредить родителей, что есть проблема, например, интернет-помехи, которые затягиваются. Дети в латентном периоде вполне способны переместить ноутбук так, чтобы Wi-Fi работал наилучшим образом.

7. Чтобы обеспечить хорошую связь во время сессии, другие пользователи в доме могут воздержаться или ограничить пользование интернетом на этот час. В зависимости от возраста ребенка, ему может потребоваться туалет, и важно, чтобы родитель был в пределах досягаемости. 

8. Мнение терапевта имеет решающее значение, когда сбой в работе интернета препятствует продолжению сессии, однако это случается очень редко. Если возможно, продлите сессию, чтобы восполнить время, упущенное из-за интернет-сбоев.

9. Терапевт также должен быть готов к резким, внезапным коротким отключениям, которые, может быть, происходят по воле ребенка, коммуницирующего враждебность, дискомфорт, путаницу, скуку и т.д.

10. Возможны ситуации пиковой дисрегуляции аффектов, особенно с маленькими детьми, которые могут потребовать родительского вмешательства.

Календарь, в котором записываются смены сеттинга (от сессий лицом к лицу к сессиям по видеосвязи и того, что происходило между ними) поддерживает чувство, что ребенок в холдинге и в безопасности в виртуальном пространстве, которое постепенно становится знакомым как ребенку, так и родителю.

Крайне важно, чтобы психотерапевт установил надежную и взаимное сотрудничество с родителями ребенка. Когда родитель параллельно работает с коллегой-детским психотерапевтом, до начала сессий по видеосвязи необходимо наладить трехстороннее тесное сотрудничество.

У терапии по видеосвязи есть как преимущества, так и риски, но она может стоить наших усилий, потому что позволяет обеспечивать непрерывность терапевтической работы с детьми, и, когда присутствует соответствующая поддержка со стороны взрослых, дети легко приспосабливаются и быстро реагируют.